Проезд в общественном транспорте Стамбула поможет рядовому туристу сэкономить немало денег. Турецкое такси давно стало символом не самого порядочного отношения к иностранцам, а ездить по запутанным старинным улицам на арендованном автомобиле вовсе небезопасно. Легкое метро, трамваи, автобусы и морские катера — настоящее спасение путешественников в огромном городе. В этом материале мы расскажем, на чем передвигаться по Стамбулу, как выгоднее оплачивать билеты, и какие виды транспорта подходят для туристов.
Виды стамбульского транспорта
Сегодня в многомиллионном Стамбуле покорили буквально все стихии. Пассажиров перевозят по воде, земле, под ней и даже частично по воздуху.
Автобусы
Король городского транспорта. Если верить официальным данным, сегодня в городе 12 тыс. остановок, которые соединены в исполинскую сеть из 500 маршрутов по обе стороны Босфора. Есть стандартные рейсы, в последние годы активно растет автопарк туристических шаттлов, доставляющих пассажиров из аэропорта и обратно.
Метробусы
То же самое, что обычный рейсовый автобус, но с двумя отличиями. Первое — ездят они строго по выделенным полосам, что говорит выразительное «нет» всем пробкам. Второе — стоимость проезда заметно выше, она зависит от количества остановок.
Биг Бас
Название появилось благодаря компании BigBus — главному владельцу двухэтажных хоп-он-хоп-офф автобусов для экскурсий. Как нетрудно догадаться, ездят они исключительно по «злачным» местам, гиды рассказывают о достопримечательностях, а туристы на втором ярусе едва успевают фотографировать.
Долмуши
Именно из турецкого языка пришло в мир слово долмуш, что дословно означает «полный». Местные маршрутки в виде микроавтобусов стали легендой, причем не самой лучшей репутации. Ездит в них в основном рабочий класс, рыночные торговцы и жители пригородов. Иногда удобно доезжать до пляжей, но в крайнем случае.
Метро
Стамбульская подземка — самый молодой вид транспорта. Фактически её запустили только в 2000 году, когда открылись первые станции непосредственно под землей. До этого работали только две ветки наземного «легкого» типа. Оно удобное, но охватывает далеко не все туристические районы, кое-где нужно кататься на автобусе.
Трамвай
Трамваи в первой турецкой столице делятся на два типа, а точнее, на две парные линии. Т1 и Т4 — современные низкопольные составы с минимумом шума и максимум комфорта. Т2 и Т3 — ностальгические ретро-вагончики, сугубо для экскурсий. Первый ходит по ныне пешеходной улице Истикляль, второй — по кольцу от Кадыкёй.
Паромы
Водный транспорт Стамбула — урбанистическая экзотика на уровне питерских речных трамвайчиков. В городе шесть основных паромных пристаней — четыре на европейской стороне, две на Анатолийской. Судоходство круглый год, если не считать редкие штормовые дни. Когда нужно быстро добраться с одного берега на другой, по воде получается намного быстрее, чем стоять в пробках перед босфорскими мостами.
Фуникулер и канатная дорога
Стамбульский фуникулер тоже с приставкой «ретро», а точнее, линия F2, построенная аж в 1875 году. Идет она от Каракёй до площади Тюнель. Канатки новее, и они куда любопытнее для экскурсий. Например, из квартала Эйюп до легендарного кафе «Pierre Loti» идет подъемник TF2, с которого открывается вид на Золотой Рог.
Сколько стоит проезд в Стамбуле в 2024 году?
Если вы не пользуетесь Istanbulkart (о ней мы расскажем чуть ниже), то придется покупать одноразовые электронные билеты. На самом деле, пользоваться ими можно больше раза, если карточка на несколько поездок. Главный принцип работы — чем дороже предоплаченный номинал, тем меньше списывается за каждое срабатывание:
Сколько поездок | Цена карты, TRY |
1 | 25 |
2 | 45 |
3 | 70 |
5 | 105 |
10 | 200 |
Туристам советуют сразу в аэропорту покупать минимум две карты на 10 поездок, чтобы перестраховаться от непредвиденных ситуаций. Продают билеты в киосках, мультикассах и в целом, повсеместно, где есть рядом станция метро.
Чем платить за проезд? Что такое Istanbulkart?
Проезд в транспорте Стамбула может быть еще дешевле, если купить местный аналог московской «Тройки» — Istanbulkart. Как вы уже догадались, это многоразовый посадочный талон с возможностью пополнения. Он действует абсолютно во всех видах общественного транспорта, кроме маршруток долмушей и биг басов. Оплачивать — через валидатор в салоне либо у водителя на спец терминале.
Существует четыре вида Стамбульской Карты, но иностранные туристы могут купить только одну — Anonim Kart красного цвета. Остальные доступны для покупки строго гражданам Турции, при малейшем подозрении контролеры вправе потребовать показать документы. Срок действия у всех одинаковый — три календарных года с момента первой активации. Это очень удобно, не придется оформлять каждый раз.
Купить красную Istanbulkart можно в билетных кассах метро, ж/д вокзалов, киосках на станциях, но последние годы все популярнее становятся автоматы Biletmatik. Это своего рода мультикассы для покупки любых проездных карточек. Россиянам придется покупать за наличные лиры — карты МИР в Турции не действуют. Из огромных плюсов — в заглавном меню можно выбрать русский язык, дальше интуитивно.
А вот пополнить Стамбульскую Карту так же легко, как счет на телефоне, не получится. Они продаются «пустыми» — 70 TRY стоит сам чип с нулевым балансом. Чтобы на ней были деньги сразу, на этапе оплаты внесите любую сумму до 570 TRY. Семьдесят лир спишутся за обслуживание, остальное зачисляется на баланс. Пятьсот лир в месяц — лимит для любой анонимной карточки. Проездили все — покупайте новую.
Так сколько получится сэкономить на Istanbulkart? Если планируете помногу ездить каждый день, экономия получается внушительная. Для метро, маршрутных автобусов (не долмушей), трамвая, фуникулера и канатной дороги с 13 января 2024 действует единый посадочный тариф 17,70 TRY. У паромов расценки чуть дороже — 19,20 TRY на внутригородские причалы и 27 TRY, если хотите доплыть до Принцевых островов.
Исключение — метробусы. Как писали выше, окончательная стоимость проезда на них зависит от количества остановок, которые проехали. Чтобы контролеры вас не оштрафовали, как «зайца», карту к валидатору придется прикладывать дважды — на входе и выходе из дверей. Только так поездка будет считаться завершенной.
Актуальные тарифы Istanbul Metrobüs на 2024 год следующие:
Сколько остановок | Итоговая стоимость проезда, TRY |
1 | 12,67 |
2 | 15,16 |
3 | 17,70 |
от 4 до 9 | 20,23 |
от 10 до 15 | 22,22 |
от 16 до 21 | 23,25 |
от 22 до 27 | 24,01 |
от 28 до 33 | 24,53 |
от 34 до 43 | 26,27 |
Наоборот работает система платных пересадок. Чем чаще пассажир пересаживается с одного автобуса или ветки метро на другую в течение 60 минут, тем дешевле получается проезд по Istanbulkart. Наглядно это выглядит так:
Сколько пересадок за 1 час | Цена следующей поездки, TRY |
1 | 12,67 |
2 | 9,62 |
3 | 6,08 |
4 | 6,08 |
5 | 6,08 |
График работы общественного транспорта в Стамбуле
Здесь все относительно просто — общественный транспорт в Стамбуле работают по графику с 6:00 утра до полуночи. Исключение — ностальгические линии до 22:45, но по факту могут закрыться раньше на профилактические работы. Паромы ходят круглый год с 6:10 до часу ночи летом и до 20:30 зимой, бывают изменения.
Как добраться из аэропорта Стамбула в город?
С 2022 года 90% международных пассажирских авиарейсов прибывают в Новый Аэропорт Стамбула (IST). Ататюрк больше не принимает чартерные самолеты, из-за чего у неосведомленных туристов до сих пор возникают трудности. Терминал находится далеко, в районе Арнавуткёй, поэтому добираться от него до жилых кварталов около часа. К счастью, есть возможность сэкономить время.
На метро до Gayrettepe
В 2023 году наконец-то открылась станция метро Istanbul Havalimani на белой ветке М11. Вход в шаговой доступности от терминала. Поезд проходит довольно внушительное расстояние через северо-западную пригородную зону до конечной станции «Гайреттепе» на зеленой ветке М2 (переход по указателям). От нее уже легко добраться до площади Таксим, а оттуда — к главным достопримечательностям.
Важно: Вторая линия метрополитена М11 до ж/д вокзала Халкалы в настоящее время строится. Ее обещают запустить не раньше 2025 года.
На автобусах
Здесь у туристов будет два варианта, по числу перевозчиков. Город обслуживают компании iETT и Havaist (дочерний бренд первой). У каждого своя маршрутная сетка, они практически не пересекаются, что удобно — не возникнет путаницы.
Havaist
Приоритетный перевозчик именно для туристов. У него большие белые (старого образца) или темно-синие (новые) автобусы с логотипом фирмы по бортам. В шаттлах всегда есть отделение для багажа, кондиционеры и удобные откидывающиеся кресла. Маршруты захватывают примерно половину районов с достопримечательностями, делая минимум остановок вне города. За проезд можно платить по Istanbulkart.
Если едем от Нового Аэропорта, нас интересует 10 маршрутов, с пометкой HVIST (на электронном табло лобового стекла просто цифра с названием остановки):
№ маршрута | Конечная станция | Время пути | Стоимость проезда, лир (TRY) |
5 | Большой Стамбульский Автовокзал (Büyük İstanbul Otogarı), район Байрампаша | 1 час 15 минут | 132 |
6 | Вокзал Халкалы (Halkali Marmaray) | 1 час 20 минут | 125 |
7 | Пригородная станция Силиври (Silivri Otogarı) | 2 часа | 215 |
8 | Бейликдюзю (Beylikdüzü), район Бююкчекмедже | 1 час 30 минут | 165 |
9 | Бахчешехир (Bahçeşehir), район Авджилар | 2 часа | 132 |
10 | Пирс Бакыркёй (Bakırköy İdo İskelesi) | 1 час 21 минута | 151 |
12 | Площадь Беязит (Beyazit Meydan) | 1 час 30 минут | 170 |
13 | Аэропорт Сабиха Гёкчен (Sabiha Gökçen Havalimanı), район Пендик | 1 час 55 минут | 215 |
14 | Станция Кадыкёй (Kadıköy) | 2 часа | 186 |
16 | Площадь Таксим (Taksim Meydan) | 1 час | 170 |
Посадка в автобусы Havaist — на -2 (минус втором) уровне специального терминала аэропорта. Заявлено, что все они курсируют круглосуточно со средним временем ожидания от 15 до 45 минут, в зависимости от загруженности дорог. Ночью могут быть задержки до часа или даже больше. Габаритный багаж оплачивается отдельно.
Чтобы удостовериться, на тот ли автобус сели, пользуйтесь онлайн-сервисом Havaist. Это наглядная карта транспорта Стамбула, где можно выстроить маршрут между двумя конечными остановками, узнать расписание, время пути и актуальную цену проезда. Тариф может меняться в течение года из-за нестабильной ситуации с турецкой валютой, поэтому обязательно планируйте эту часть бюджета заранее.
iETT
Автобусы этого перевозчика гораздо ближе к российскому городскому транспорту. Они ярко-желтого цвета, иногда относятся к категории метробусов (идут строго по выделенной полосе). На входе — обязательный валидатор под Istanbulkart, напротив дверей — выделенные «стоячие» места для детских/инвалидных колясок. Стоимость проезда стандартная, т.е. почти в десять раз дешевле шаттлов Havaist.
Главный минус iETT — от аэропорта идут только 5 постоянных маршрутов, но ни один из них не доезжает до популярных туристических мест. Как правило, они обслуживают пересадочные узлы между крупными районами или ездят по спальным жилым кварталам, не касаясь переполненного транспортом центра. Если нужно доехать до конкретной станции метро или остановки трамвая — вариант хороший.
Автобусы iETT маркируются заглавной буквой H после которой через дефис на табло высвечивается номер маршрута, нас интересуют пять из них:
№ маршрута | Конечная остановка | Время пути |
1 | Станция метро Махмут-Бей (Mahmutbey), голубая ветка М3 | 1 час 20 минут |
2 | Станция метро Шишли-Меджиекёй (Şişli-Mecidiyeköy), зеленая ветка М2 | 1 час 40 минут |
3 | Вокзал Халкалы (Halkalı Marmaray) | 1 час 45 минут |
6 | Трамвайная остановка Мескид Селам (Mescid-i Selam) | 1 час 15 минут |
8 | Станция метро Хаджиосман (Hacıosman) | 2 часа |
Не забывайте, что муниципальные автобусы Стамбула в будние дни ходят с 6:30 утра до 23:00, но часто они заканчивают рабочий день на час-полтора раньше. По праздникам расписание может измениться. Стоимость проезда фиксированная, как для обычных рейсов — от 17,70 TRY по Стамбульской Карте или 25 TRY наличными.
Источники фото: hava.ist, istanbulkart.istanbul, unsplash