Представьте: вы приезжаете в аэропорт с билетом на руках, идете на регистрацию, а вам говорят, что места в самолете закончились. Или после посадки стюардесса подходит к вам и тихо просит выйти из самолета и подождать следующий рейс. Не укладывается в голове, правда? Но такое иногда случается – вы попали под овербукинг.
Что такое овербукинг?
Иногда авиакомпания продает на самолет больше билетов, чем количество мест в этом самолете. Как правило, такая ситуация возникает, когда один борт заменяют другим с меньшим количеством кресел, или авиакомпании срочно понадобилось перевезти других пассажиров (сотрудников или большую группу людей, летящих, к примеру, на конференцию). В расчете на то, что кто-то из пассажиров может опоздать на рейс или отказаться от поездки в последний момент, перевозчик не спешит уведомлять об этом всех владельцев купленных билетов.
Вам могут предложить подождать другой рейс добровольно, получив компенсацию, или принудительно снять с самолета – к сожалению, авиакомпания имеет на это право. Как правило, среди пассажиров всегда есть те, кто без особых проблем может полететь позже.
Занять свое место
Проверить, подпадает ли самолет под овербукинг, невозможно. Если вы не хотите, чтобы вместо вас улетел кто-нибудь другой, приезжайте в аэропорт заранее: чем раньше вы пройдете регистрацию, тем меньше вероятность, что вы останетесь без места. Также поможет регистрация онлайн. Иногда выручает участие в программах лояльности, проводимых авиакомпанией.
Что делать, если самолет улетел без вас?
В случае, если из-за овербукинга вы не смогли улететь своим рейсом, оформите вынужденный возврат билета или подождите рейс, предложенный авиакомпанией. Убедитесь, что на билете проставлена отметка об отказе в регистрации из-за нехватки мест по вине авиакомпании, а возврат билета оформлен без штрафа. Не забудьте сохранить посадочный талон и все чеки на расходы, понесенные из-за задержки.
Авиакомпания должна предложить вам не только билет на следующий рейс, но и талоны на питание и ночлег, если следующий рейс будет нескоро. Если новый билет ниже классом, чем был ваш, компания обязана вернуть разницу в стоимости. Денежная компенсация или ваучер на другой полет остаются на усмотрение перевозчика: российское законодательство не предусматривает обязательной компенсации пассажиру в случае овербукинга – все подобные ситуации рассматриваются как форс-мажор.