По состоянию на прошлый месяц в реестре Мальты числилось сорок авиаперевозчиков с общим парком из более чем 500 самолетов. Это ставит крошечную средиземноморскую страну в один ряд с монстрами, традиционно регистрирующими воздушные суда.
Однако «турнирную таблицу» возглавляют не Мальта и не Сан-Марино, где вообще нет аэропорта, зато она контролирует реестры воздушных судов. Лидируют с огромным отрывом США, причем во всех категориях самолетов, включая коммерческую, представительскую авиацию и авиацию общего назначения. Другие крупные страны — Китай, Канада и Бразилия — следуют за Штатами на некотором расстоянии.
С другой стороны, лидирующие позиции в области реестров воздушных судов, занимают и более мелкие юрисдикции. Возьмем, к примеру Ирландию, Бермудские и Каймановы острова. Они очень даже заметны на мировом рынке регистрации самолетной техники.
Всегда считалось, что основная причина выбора того или иного места «прописки» самолетного парка кроется в налогах. Некоторые из стран действительно имеют налоговые преимущества при регистрации воздушных судов, но это преимущество далеко не очевидно.
После введения в последнее десятилетие европейских директив в области налогообложения налоги стали менее важным фактором в привлечении новых воздушных судов, выдачи сертификатов эксплуатанта и регистрации.
Гораздо более важный момент — сроки выполнения операций, необходимых для завершения процесса регистрации. Одобрение регулирующих органов, которое в крупных юрисдикциях может занять месяцы, где-нибудь на Мальте будет получено за считанные недели. С обеспечением при этом высочайшего уровня соответствия нормативным требованиям.
Когда приобретается самолет, его владельцы справедливо хотят как можно скорее ввести его в эксплуатацию, и оперативность здесь выходит на первые роли. К тому же в небольших государствах у частного бизнеса — а ведение реестра таковым является — больше возможностей контактировать с регулирующими правительственными органами, когда это необходимо.
Еще один важный момент. Авиакомпании стремятся извлечь как можно больше преимуществ из юрисдикции, которую они выбирают для регистрации своих воздушных судов. Здесь важно учитывать географический регион, в котором самолеты будут в основном эксплуатироваться.
Мальта, Ирландия и Австрия, например, являются членами ЕС, поэтому прописанные в них авиапарки могут беспрепятственно работать на всей территории ЕС без необходимости получения дополнительных разрешений.
Разница в правилах в разных странах также играет роль при принятии решения о том, где регистрировать воздушное судно.
Международные правила, регулирующие гражданскую авиацию, главным элементом которых является Конвенция о международной гражданской авиации, также известная как Чикагская конвенция, предоставляют странам определенную гибкость при регистрации. И каждый трактует нормы немного по-своему.
Например, в некоторых юрисдикциях воздушное судно должно быть зарегистрировано его фактическим владельцем; другие же юрисдикции допускают более сложные структуры собственности. Кстати, именно поэтому Ирландия привлекает все новых операторов и регистрирует их самолеты.
В 2010 году Мальта присоединилась к Кейптаунской конвенции — международному договору, защищающему права собственности на высокомобильные активы, такие как самолеты. Сделав этот шаг и впоследствии обновив свой реестр воздушных судов, чтобы лучше соответствовать интересам бизнеса, страна вложила большие средства в техническое оснащение и новое оборудование. Это позволило маленькому островному государству не отстать в конкуренции за привлечение иностранных инвестиций в свою экономику через рынок регистрации воздушных судов. TURIZM.RU